В когортном исследовании, опубликованном в JAMA Pediatrics, все новорожденные, рожденные от матерей с COVID-19, наблюдались в детской больнице в Ухане, провинция Хубэй, Китай. Диагностика и лечение новорожденных с COVID-19 или с риском его развития осуществлялись в соответствии с руководящими принципами, разработанными Национальной комиссией здравоохранения и Китайским комитетом по перинатальной и неонатальной комиссии по коронавирусу.
Данные о демографических, эпидемиологических и клинических особенностях были получены из системы медицинской документации. Кроме того, с помощью образцов из носоглотки и перианальной области были проведены испытания на реверсивную транскриптазно-полимеразную цепную реакцию в режиме реального времени с использованием нового диагностического набора для флуоресцентной ПЦР-диагностики тяжелого острого респираторного синдрома SARS-CoV–2. Данные собирались с января 2020 года по февраль 2020 года.
Так было выявлено 33 новорожденных, рожденных от матерей с COVID-19, в том числе 3 ребенка с COVID-19. Наиболее распространенным симптомом была одышка (4 из 33 новорожденных). Рентгенографические данные были неспецифичны. Ни одного погибшего ребенка не было.
Все три инфицированных новорожденных были исследованы. Первая девочка родилась в 40 недель путем кесарева сечения из-за окрашенной меконием амниотической жидкости и подтвержденной материнской пневмонией COVID-19. На 2-й день жизни ребенок имел вялость и лихорадку, и с ничем не примечательными результатами физического обследования, и был перемещен в отделение интенсивной терапии новорожденных. Рентгенограмма грудной клетки показала пневмонию, но другие лабораторные тесты (за исключением прокальцитонина) были в норме. Мазки из носоглотки и анального канала были положительными для атипичной пневмонии на 2-й и 4-й дни жизни и отрицательными на 6-й день.
Вторая девочка родилась также путем кесарева сечения из-за подтвержденной материнской пневмонии COVID-19 на сроке 40,4 недели. Она страдала летаргией, рвотой и лихорадкой. Физический осмотр был ничем не примечателен. Лабораторные исследования показали лейкоцитоз, лимфоцитопению и повышенную фракцию креатинкиназы–МБ. Рентгенограмма грудной клетки показала пневмонию. Мазки из носоглотки и анального канала были положительными для атипичной пневмонии на 2-й и 4-й дни жизни и отрицательными на 6-й день.
Третий родился на сроке 31,2 недели также путем кесарева сечения из-за дистресса плода и подтвержденной материнской пневмонии COVID-19. Потребовалась реанимация. Оценки по шкале Апгар у ребенка составили 3, 4 и 5 баллов через 1, 5 и 10 минут после рождения. Неонатальный респираторный дистресс-синдром и пневмония, подтвержденные рентгенографией грудной клетки при поступлении, разрешились на 14-е сутки жизни после лечения неинвазивной вентиляцией легких, кофеином и антибиотиками. У ребенка также был заподозрен сепсис, с агломератами энтеробактерий в положительной культуре крови, а также лейкоцитозом, тромбоцитопенией и коагулопатия. Показатели улучшились при лечении антибиотиками. Мазки из носоглотки и анального канала были положительными для атипичной пневмонии на 2-й и 4-й дни жизни и отрицательными на 7-й день.
В соответствии с предыдущими исследованиями, клинические симптомы у 33 новорожденных с COVID-19 или находящихся в группе риска были легкими, а исходы — благоприятными. Из трех новорожденных с симптоматическим COVID-19, наиболее тяжело больной новорожденный мог быть симптоматическим из-за недоношенности, асфиксии и сепсиса, а не от инфекции SARS-CoV-2.
В этой когорте у 3 из 33 младенцев (9%) была выявлена ранняя инфекция COVID-19. Поскольку во время родов были проведены строгие процедуры инфекционного контроля и профилактики, вполне вероятно, что источники коронавируса в верхних дыхательных путях новорожденных или ануса были материнского происхождения. Хотя два последние исследования показали, что не было никаких клинических результатов или исследований, наводящих на мысль о COVID-19 у новорожденных, рожденных от пострадавших матерей, и все образцы, включая амниотическую жидкость, пуповинную кровь и грудное молоко, были отрицательными для SARS-CoV-2, вертикальная передача материнского плода не может быть исключена в нынешней когорте. Поэтому крайне важно проводить скрининг беременных женщин и осуществлять строгие меры инфекционного контроля, карантин инфицированных матерей и тщательный мониторинг новорожденных с риском развития COVID-19.